Ранее законодательством Российской
Федерации была предусмотрена постановка иностранного гражданина или лица без
гражданства на учет по месту пребывания у физических лиц или юридических лиц, у
которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую
деятельность (находится).
Данная правовая неопределенность не
позволяла однозначно определить, кто конкретно должен выступать в качестве принимающей
стороны: лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, или лицо,
у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность
(находится), и соответственно, кто подлежит ответственности за нарушение правил
миграционного учета.
Принятый закон направлен на устранение
указанной правовой неопределенности. Положениями Федерального закона № 163-ФЗ уточнены
термины «место пребывания» и «принимающая сторона», а также конкретизированы
основания постановки на учет в зависимости от места пребывания.
В качестве места пребывания сохраняются
жилое помещение, не являющееся место жительства, иное помещение (в случаях,
установленных федеральным законом), введено новое условие о необходимости
фактического проживания иностранного гражданина в этих помещениях (регулярного
использования для сна и отдыха).
В силу внесенных изменений физическое
или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина
в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации
данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического
проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в
данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного
помещения.
В том числе в качестве принимающей
стороны могут выступать физические или юридические лица, предоставившие в
соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического
проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое
предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании
гражданско-правового договора с правом предоставления данного помещения третьим
лицам. В данном случае, кроме документов, необходимых для постановки
иностранного гражданина на учет по месту пребывания и предусмотренных пунктом
28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9, рекомендуется предложить
принимающей стороне дополнительно представить гражданско-правовой договор.
Кроме того, иностранный гражданин
подлежит постановке на учет по
адресу
организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или
иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в
случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении
указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том
числе временном.
Иностранный
студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит
постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для
данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое
помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых
документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.
Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 5
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность по предоставлению
документов в территориальный орган МВД России, необходимых для продления срока
временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную
организацию.
В отношении иностранных граждан, поставленных
на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, не
требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.
Дополнительно сообщаем, что в
соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей
в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан влечет
наложение административного штрафа, как на граждан, так и на должностных лиц
организаций и на юридических лиц. В случае нарушения принимающей стороной либо
должностным лицом юридического лица установленного порядка оформления
документов на право пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, в
отношении двух и более принимаемых иностранных граждан административная
ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий